Когда день Анастасии – 4 января в 2020 году

Когда день Анастасии – 4 января в 2020 году

Анастасия – это прекрасное имя, которое было любимым многими несколько сотен лет назад. 4 января все православные отмечают большой праздник – именины святой Анастасии, которой молятся беременные девушки и женщины, чтобы роды и вся беременность проходили удачно, и заключенные, считающие ее своей покровительницей и врачевательницей. Сегодня, к огромному сожалению многие незнакомы с историей этого праздника святой Анастасии.

История святой Анастасии.

Сегодня святая Анастасия известна людям как Анастасия Великомученица Узорешительница. Во многих источниках есть информация, что родилась она в 304 году в Риме. Родители девочки были простыми людьми, особенностью этой семьи было разное вероисповедание. Мать была тайной христианкой, а отец приверженцем язычества. Благодаря матери девочка учила Святое писание и Закон Божий, повзрослев, она стала очень мудрой и рассудительной. Анастасия лишилась матери после окончания учебы. Отец выдал замуж дочь за своего друга язычника, ее согласия в этом вопросе отцу не требовалось. Молодая жена старательно избегала любой близости с супругом и постоянно убегала из дома.

Девушка ежедневно приходила в римскую тюрьму, где в то время содержались христиане. По мере возможностей она помогала заключенным, кормила их, оказывала посильную медицинскую помощь. Даже сами разговоры с молодой девушкой становились для несчастных людей утешением и отрадой.

Плата за такое милосердие для девушки была высокой. Она была жестоко избита собственным мужем за посещение тюрьмы и общения с заключенными. В своем собственном доме Анастасия стала заключенной, маленькая комната с одним окошком и охрана за дверью стали наказанием за доброту и милосердие.
Несчастья продолжают приходить в дом девушки – умирает ее отец. После этого жестокости мужа практически не было предела, ежедневные побои стали нормой. Мужчиной руководствовало желание получить наследство жены, но этим планам не суждено было осуществиться. Его настигла расплата за жесткость — он утонул в реке.
Анастасия осталась вдовой и смогла по собственно усмотрению распоряжаться наследством. Девушка вернулась к прежним занятиям, именно поэтому все деньги ушли заключенным, для них она купила нужный перевязочный материал, которого не было в тюрьме, а также лекарства для нуждающихся. Милосердие и участие девушки в судьбах несчастных просто не могло остаться незамеченным, в награду она получила дар врачевания и после этого уже заключенные христиане всего Рима ждали ее в своих камерах. Именно спасенные ею и стали называть ее Узорешительница, ведь девушка помогала душам освобождаться от той боли и страха, что сковывала их.
Римский император Диоклитиан был уведомлен о деятельности Анастасии. Ему в беседе она рассказал, что все полученное наследство от отца она предпочла истратить на нужды заключенных и немощных. После этого император принял решение склонить ее в веру язычников. Помощником в этом намерении стал верховный жрец Ульпиан. Никакие награды и золото не смогли заставить девушку отказаться от своей веры и убеждений. От обещаний жрец перешел к мучительным пыткам, но их Анастасия выдержала. Непокоренную и сильную Анастасию сожгли на кресте, а те люди, которым она помогала, похоронили ее по всем христианским традициям. Место сожжения девушки осталось не только в памяти людей, там со временем вырос храм.
Эту историю знают сегодня не все, но те, кто обращается к святой Анастасии, всей душой верят, что она обязательно поможет и просто не сможет пройти мимо чужой беды.

Что же нужно дарить в праздник святой Анастасии?

4 января Анастасии получают подарки так же, как и на свой день рождения. Однако, разница в таких подарках, несомненно, присутствует. Обычно на день рождения принято дарить что-то нужное или желаемое самой именинницей, в день ангела все же стоит подумать о чем-то высоком и духовном.

Чтобы подобрать правильный подарок к такому светлому празднику лучше всего зайти в иконную лавку. Там обязательно помогут подобрать стоящую вещь, и это может быть необязательно именная икона, которую дарят чаще всего. Если у именинницы уже есть такая икона, то можно подобрать красивую полочку для нее, и тогда она сможет занять почетное место в доме.
Также хороший подарок – это свечи, приобретенные в той же иконной лавке. Нужно понимать, что свечи из обычного магазина тоже красивы, но они не несут в себе ту энергетику, что церковные. Сегодня можно выбрать очень красивые и оригинальные свечи. Выбирая подарок также можно отталкивать от предпочтений именинницы, сегодня есть много прекрасных церковных книг, которые помогут разобраться с жизненными вопросами, могут чему-то научить или лучше узнать себя. Написаны они понятным доступным и понятным языком. Еще один вариант – это православный фильм. Некоторые режиссеры сотворили настоящие шедевры в этом направлении, и разрушили стереотипы, что православный фильм не может быть интересным. Церковная музыка, так же как и любая другая имеет своих поклонников, поэтому записи такого рода могут стать интересным и оригинальным подарком. Можно еще выбрать красивый сосуд для святой воды, такая вещь может стать настоящим украшением, она одновременно несет в себе и практическую и эстетическую цель.
В том случае, если подарок предназначается маленькому ребенку, то все-таки идеально подойдет икона. По желанию можно сделать даже специальную икону, которую напишут на заказ, она станет оберегом и талисманом ребенка.

Читать еще:  Поздравления с Днем органов ЗАГСа

Как нужно провести день святой Анастасии?

Прежде всего, готовясь к празднику, все же нужно помнить, что он несет в себе духовный посыл, и в этот день обязательно стоит помолиться святой Анастасии, сказать ей о своих просьбах и обязательно поблагодарить за заступничество.

Как правило, православные люди начинают свое утро не приготовлениями застолья, а походом в церковь. В такой день стоит причаститься и обязательно исповедаться, попросить прощения и сказать слова благодарности. Именинница в этот день не должна готовиться к шумному и веселому застолью, с песнями и танцами до утра. Лучше всего устроить тихий семейный вечер, на котором будут только самые близкие люди, кроме родителей там стоит присутствовать и крестным, ведь именно они и отвечают за духовный рост и воспитание своей названной дочери.
Сегодня традиция праздновать «Малые именины» для многих потеряна. Очень жаль, что родители, нарекая дочь Анастасией, часто забывают узнать значение этого имени и историю покровительницы. Очень радует, что такие традиции возвращаются, пусть медленно и постепенно, но все начинаю задумываться о правильности своих поступков.
Святая Анастасия стала для заключенных в римских тюрьмах не только доброй девушкой, которая им сочувствует, а настоящим спасением и чудом. Милосердие и готовность отдать нуждающимся последние силы, а не только деньги возвели простую, но очень великодушную девушку в лик святых. Именно поэтому, нарекая в церкви перед Богом ребенка Анастасией, нужно приложить максимум усилий, чтобы девочка выросла достойной своего прекрасного имени, которое так много значила для людей. Обязательно нужно молиться своему ангелу – хранителю и благодарить его за силы, позволяющие идти дальше.

Настасьин день

Дата в 2020 году: 4 января , суббота
Другие названия: Анастасия Узоразрешительница
Церковное название: Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы
Значение: День памяти мученицы Анастасии
Традиции: чествование матерей и предков; угощение беременных постной кашей; вышивка родовых полотенец

Народный праздник Настасьин день отмечается в 2020 году 4 января (дата по старому стилю – 22 декабря). Верующие православной церкви этого числа чтут память святой великомученицы Анастасии. В народе ее прозвали Узоразрешительницей, так как она помогала избавиться от тяжких уз и страданий. Святая Анастасия покровительствует беременным женщинам.

Традиции и обряды праздника

В Настасьин день чествуют матерей и весь род.

В этот праздник принято варить постную кашу и угощать ею беременных женщин. Считается, что она придает им силы, здоровья и уберегает от выкидыша.

На Руси в этот день беременные женщины и молодые девушки вышивали родовые полотенца – обереги при родах. Крестьяне готовились к рождественскому столу: кололи свинью и делали из нее колбасы.

История жизни великомученицы Анастасии

Анастасия жила в III веке в столице Римской империи – Риме. В те времена империей правил Диоклетиан. Анастасия родилась в семье язычника и тайной христианки. Мать втайне от отца воспитала ее в вере к Иисусу Христу. После смерти матери Анастасию выдали замуж за язычника Помплия, но она осталась преданной своей вере. Втайне от супруга девушка переодевалась в нищенку и помогала узникам, томящимся в тюрьмах. Однажды служанка рассказала все ее мужу, за что он подверг жену истязаниям и запер в доме.

Переписываясь со своим учителем, она узнала о скорой гибели супруга в морской пучине. Предсказание сбылось. После смерти мужа Анастасия начала раздавать все нажитое им имущество бедным и нуждающимся.

В один из дней император Диоклетиан приказал казнить всех христиан, которые находились в Римской тюрьме, а наставника Анастасии – Хрисогона – привести к нему. Ни допрос, ни пытки не смогли сломить веру великого учителя, в результате чего его обезглавили и выбросили в море. Тело мученика нашел пресвитер Зоил и спрятал в своем доме. Ночью ему привиделся Хрисогон и предсказал о скорой гибели проживающих вблизи трех христианок. Он велел направить к ним Анастасию с целью укрепления их веры в Господа Бога. После казни мучениц она похоронила их тела и отправилась в странствие.

Анастасию схватили в Иллирии, но благодаря вере в Христа ей удалось выйти на свободу. Вскоре ее задержали повторно и приговорили к голодной смерти. Однако голод не смог причинить ей больших страданий, поэтому поступил приказ утопить ее с другими осужденными. Оставленные на корабле с просверленными дырами в дне, узники должны были утонуть, но явилась святая Феодотия и привела корабль на сушу. Анастасия вместе с Евтихианом крестили 120 спасенных человек.

Узнав об этом, Диоклетиан повелел схватить Анастасию и распять. Она была растянута между 4-х столбов над костром, но огонь не коснулся тела, а просто душа покинула его. Ее похоронили в саду христианки Аполлинарии.

День памяти святой Анастасии

Святая Анастасия Узорешительница

Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.

Читать еще:  Поздравления с 1 сентября третьекласснику

В темницах Рима в то время томилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на милосердные цели.

После того, как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности — поэтому Анастасию и называют Узорешительницей.

Когда стало известно, что Анастасия — христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу. ».

Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией (молодой вдовой-христианкой из Македонии, которая помогала ей в благочестивых трудах) продолжала служить узникам.

Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками.

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святая Анастасия крестила их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещенных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304 году святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

4 января

Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания ►

Субботы пред Рождеством Христовым: Гал. 3:8–12 (зач. 205). Лк. 13:18–29 (зач. 72). Ряд. (под зачало): Еф. 2:11–13 (зач. 220 от полу’). Лк. 16:10–15 (зач. 81). Вмц.: Гал. 3:23–29 (зач. 208). Лк. 7:36–50 (зач. 33).

Богослужения

Акафисты

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Предпразднства Рождества Христова

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4

Гото́вися, Вифлее́ме:/ отве́рзися всем Еде́ме,/ красу́йся, Евфра́фо,/ я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы:/ рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный,/ в не́мже Боже́ственный сад,/ от него́же я́дше, жи́ви бу́дем,/ не я́коже Ада́м у́мрем.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз.

Перевод: Готовься, Вифлеем: открылся для всех Эдем. Украшайся, Ефрафа, ибо Древо Жизни в пещере процвело от Девы. И подлинно явилось Ее чрево духовным раем, в котором – Божественная Отрасль. От нее вкусив, мы живы будем, и смерти, как Адам, не подвергнемся. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3

Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться – Дитя младое, Предвечного Бога.

В субботу, всем святым

Тропарь в субботу, всем святым, глас 2

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Кондак в субботу, всем святым, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

В субботу, за умерших

Тропарь в субботу, за умерших, глас 2

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Кондак в субботу, за умерших, глас 6

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

Читать еще:  Красивые поздравления с днем города в стихах

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Великомученице Анастасии Узорешительнице

Тропарь великомученице Анастасии Узорешительнице, глас 4

Победоно́снаго Воскресе́ния/ истинноимени́тая нарече́на еси́, му́ченице Христо́ва,/ побе́ды на враги́ поста́вила еси́ мук терпе́нием,/ Христа́ ра́ди, Жениха́ твоего́,/ Его́же возлюби́ла еси́./ Того́ моли́// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Победоносному Воскресению истинно одноименной названа ты (Анастасия от греч. Ανάσταση – Воскресение), мученица Христова, победу над врагами одержала ты терпением мучений Христа ради, Жениха твоего, Которого возлюбила ты. Его моли о спасении душ наших.

Кондак великомученице Анастасии Узорешительнице, глас 2

Во искуше́ниих и ско́рбех су́щии,/ к твоему́ хра́му притека́юще,/ прие́млют честна́я дарова́ния/ от живу́щия в тебе́ Боже́ственныя благода́ти, Анастаси́е:// ты бо при́сно ми́ру то́чиши исцеле́ния.

Перевод: В искушениях и скорбях находящиеся, к твоему храму приходя, получают почтенные дарования от живущей в тебе Божественной благодати, Анастасия, ибо ты всегда источаешь для мира исцеления.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О, многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты́ душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же да́нною тебе́ благода́тию разли́чная соверша́еши исцеле́ния; при́зри у́бо ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди и моля́щияся пред ико́ною твое́ю, прося́щия твоея́ по́мощи, простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы о на́с и испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний на́ших, по́мощи в труда́х милосе́рдых, укрепле́ния ду́ха в служе́нии, кро́тости, смире́ния и послуша́ния, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и во у́зах су́щим ско́рую по́мощь и заступле́ние, умоли́ Го́спода, да пода́ст все́м на́м христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, да сподо́бимся и мы́ ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Преподобному Никифору Прокаженному

Тропарь преподобному Никифору Прокаженному, глас 4

Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренне, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.

Перевод: Телесную болезнь – проказу, мужественно, как Иов, претерпел ты, Никифор, одеяние же души твоей светло очистил ты, в совершенстве же по лестнице добродетелей взойдя, подвигами твоими достиг ангельского образа жизни, непрестанно Богу воспевая: «Тебе слава подобает, Троица Единосущная».

Мысли свт. Феофана Затворника

Отчего так случилось, что Симон-фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк. » ( Лк.7:39 ) ? Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает.

По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает, кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.

Притча дня

Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивился и сказал:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова.
Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector